Практика фотографирования настольного тенниса.

 

 

Страничка периодически обновляется.

Дата последнего обновления - 14.03.2024.

 

Последнее обновление пункт 4.8.

 

Анонс.

 

Ниже предложены рекомендации для фотографов-любителей, желающих снимать/снимающих настольный теннис (НТ). Думаю, некоторые советы будут интересны другим фотографам, впервые вышедшим на теннисную площадку.

1.Фотографирование НТ как составная часть фотографирования спорта.

Какие цели и задачи должна решать съёмка настольного тенниса?
Наверно, как и в любом другом виде спорта - заставить взять в руки ракетку и выйти... "на гаревую дорожку".
Думается в большей степени этому может способствовать уровень эмоционального воздействия на зрителя.

С самого начала необходимо ответить себе на один вопрос: Зачем я снимаю НТ?

Варианты ответов:

- хочу запечатлеть для памяти и истории интересные моменты и не только;

- хочу поделиться с друзьями в соцсетях;

- мне интересна художественная составляющая НТ. Хочу участвовать в фотоконкурсах;

- хочу зарабатывать продажей фотографий.

Обычно интересно всё. Но какие-то один-два пункта в особенности. И в зависимости от ответа строится стратегия съёмки.

 

Как и в других видах спорта фотограф должен знать предмет съёмки: где, кто, когда играет. Было бы совсем хорошо, если бы фотограф сам занимался этим видом спорта. Это бы дало ему возможность предугадать действия спортсмена, мысленно влезть в его тело и знать наверняка, что будет дальше.

  

2.Аспекты фотографирования НТ.

2.1. Технические аспекты.

2.1.1. Некоторые аспекты, регламентирующие область использования техники.

Места проведения соревнований по НТ – это обычно закрытые помещения с очень плохим с точки зрения фотографа освещением. Поэтому стремятся всегда использовать светосильную оптику. Обычно хорошее освещение и по люменам и по цветовой температуре бывает на турнирах мирового уровня – там, где создаются условия для съёмки телевидения. Но в большинстве случаев с самого начала рекомендуется выставить баланс белого по 18% серому листу.

2.1.2 Выбор режима экспозиции.

                Практику фотографирования НТ можно разделить на фотографирование статики и динамики.

Если с динамикой всё ясно (максимальная скорость движения мяча составляет 100 км/час и соответственно, чтобы «заморозить» мяч нужна выдержка короче 1/2000 c. За это время мяч пробежит ~1 см.”), то статика лимитируется фокусным расстоянием объектива (в случае фотографирования без штатива ). Чаще всего выдержки 1/1000 вполне хватает.

И в любом случае рекомендуется использовать штатив (хотя бы монопод). Кроме того, что при съёмке со штативом улучшается качество картинки, существенно облегчается работа чисто физически (особенно при использовании телеобъективов).

В связи с этим возможные пути решения данного дуализма:

1 - иметь два фотоаппарата, настроенных один на статику (выдержки малые, сравнимые с фокусным расстоянием объектива - так называемая трясучка рук);

2 - иметь возможность оперативного переключения режима на одном и том же фотоаппарате (можно использовать Пользовательские режимы).

Отдельно стоящий случай – это смаз как художественный приём. В этом случае выдержка сознательно выбирается так, чтобы получился смаз (1/5-1/10 сек.)

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/e21a1258-003.jpg

 

Теперь о диафрагме и ГРИП – глубина резко изображакмого пространства.

Покажу на основе результатов калькулятора ГРИП для полного кадра":

Фокусное расстояние объектива

200 мм

Дистанция

 

 

7 м

Диафрагма

 

 

2,8

Перед точкой фокуса

 

0,1 м

За точкой фокуса

 

0,1 м

Фокусное расстояние объектива

200 мм

Дистанция

 

 

7 м

Диафрагма

 

 

5,0

Перед точкой фокуса

 

0,18 м

За точкой фокуса

 

 

0,18 м

Фокусное расстояние объектива

200 мм

Дистанция

 

 

3 м

Диафрагма

 

 

2,8

Перед точкой фокуса

 

0,02 м

За точкой фокуса

 

 

0,02 м

Фокусное расстояние объектива

300 мм

Дистанция

 

 

3 м

Диафрагма

 

 

2,8

Перед точкой фокуса

 

0,01 м

За точкой фокуса

 

 

0,01 м

 

При прочих равных условиях экспозиции:

  1. При закрытии диафрагмы ГРИП увеличивается.
  2. При уменьшении дистанции до обекта ГРИП уменьшается.
  3. При увеличении фокусного расстояния объектива ГРИП уменьшается.

Практически это означает:

С объективом 200-300 мм, для того, чтобы ручки-ножки были в фокусе при дистанции 7 м, необходима диафрагма 4,0-5,0 и более. Если этими объективами снимать с короткой дистанции (съёмка портрета), то диафрагму надо зажимать ещё больше – до 8,0 и более.

Очень удобно использовать калькулятор ГРИП на смартфоне, благо их много бесплатных. Я пользуюсь DOFCalculator.

2.1.2.1. Дуализм - качество либо динамика...

Дуализм - утверждение наличия двух противоположных сущностей.

Гипотетически в идеале было бы хорошо иметь возможность снимать на самой короткой выдержке

с огромной глубиной резкости и при самом маленькой чувствительноси.

Однако технические возможности современных камер накладывают свои ограничения на процесс

 съёмки. Если за динамику отвечает выдержка, то за качество снимка (разрешение) - чувствительность (ISO).

На данном этапе развития фототехники эти два параметра (при заданной глубине резкости - читай диафрагме)

являются антагонистическими.

Поэтому для себя я придерживаюсь следующих правил.

Статические портреты и крупняк - выдержка при съёмке с рук определяется фокусным расстоянием объектива.

Диафрагма обычно 2.8 - 4.0. ISO на автомате.

Динамика - выдержка 1/800 - 1/1000, диафрагма по сюжету 2.8-5.0, ISO на автомате.

Если нужен чёткий и передний и задний план, диафрагму могу закрыть до 14-32 (как освещённость позволит). 

Что хуже смаз из-за слишком длинной выдержки или размытость в следствие выбора слишком высокого ISO?
Ну, нет пока таких аппаратов, чтобы при зальном освещении снимали на ISO 100 и выдержке 1/1000.
Конечно, при обработке можно добавить чёткости. Но если длинная выдержка влияет на часть кадра, где есть движение (шевелёнку не рассматриваю), то задранное ISO влияет на весь кадр.

Полезно использовать кнопку предварительного просмотра глубины резкости (если она есть на фотоаппарате).

2.1.2.2. И ещё об экспозиции.
Ни в коей мере не предлагаю принять это на веру.
Я только делюсь своим опытом.
Лица спортсменов в момент наивысшего напряжения практически всегда не совсем фотогенчны.
В динамике хорошо получаюся мужчины, динамика им придаёт больше мужественности, брутальности. Женщины чаще выигрывают просто в статичных портретах.

 

2.1.3.Требования к фототехнике.

В фотографировании НТ существуют специфические требования к фототехнике.

- это, прежде всего светосильная оптика – обусловлено низким уровнем освещения в спортивных залах. Дефакто объективы класса CANON 70-200L 2.8 стали стандартом у любителей съёмки НТ;

- скорость серийной съёмки. Естественно, чем больше, тем лучше (5 кадров/сек будет маловато). Необходимо заметить, что ведущие спортивные фотографы России (Роберт Максимов и т.д.) рекомендуют снимать одиночными кадрами;

- при выборе штатив/монопод предпочтение отдаётся моноподу, т.к. он легче, компактнее и его нельзя оставить стоять без присмотра (при падении на игровую площадку может причинить травмы игрокам);

 - стабилизатор объектива. -Принято считать, что оптический стабилизатор (IS) эффективен при выдержках от 1/4 до 1/500 с.
При скоростях затвора свыше 1/500 с стабилизатор желательно выключать;

- небольшое замечание о серийной съёмке. Да, будущее спортивной ФОТОГРАФИИ, да и всей репортажной, за ВИДЕО.

Совсем недавно эту мысль подтвердил Сергей Киврин.

Всё просто как веник. Техническая база аппаратуры дошла до того, что покадрирование

видео ничем не отличается от качественной полноформатной фотографии.

И вероятность попасть в "шедевральный кадр" при прочих равных здесь на несколько порядков выше.

Снимай себе 4К, а то и 8К...

Однако пока при съёмке видео получаем хотя и 4K, но с DPI 90, что допустимо
для публикации в инете, но не для качественных снимков.

Вот эта картинка:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/2s1a6541_mp4_snapshot_00_00_2019_12_26_13_57_01-2_obrabotano.jpg

зделана из видеоряда.

В случае отсутствия необходимой фототехники, её всегда можно взять напрокат.

2.1.4. Формат съёмки и формат хранения.

                Собственно, никакой специфики в форматах при съёмке НТ нет. Также как и при съёмке в других видах спорта рекомендуется использовать “сырой” RAW формат из-за общеизвестных соображений.

Единственное, из собственного опыта хочу отметить, что надо выбирать наиболее возможный размер. Это позволит в дальнейшем: 1-получить возможность печати на бумаге большего формата; 2-даёт возможность иметь меньшую зернистость при обрезании (кроп) фотографии.

Кадрирование. Если вы не собираетесь сразу передавать фотографии в редакцию для немедленной публикации, или вам дороги пиксели для будующих публикаций в больших форматах (например для выставок...), оставляйте запас на кадрирование. Это позволит вам иметь творческую свободу (повернуть, обрезать и т.д....).

Но будет обидно, когда при шедевральном кадре будут обрезаны пальцы, макушка или пятки.

Также я бы рекомендовал сохранять снимки параллельно и в формате .JPG. Ещё один резон снимать в двух форматах: если полетит флешка, то на все файлы бывает можно восстановить. Два формата – вероятность потери кадра на 50 % меньше.

Собственно, из этого и вытекает формат хранения. Т.е. хранить в необработанном виде. Для многих броузеров и каталогизаторов этого вполне достаточно.

Техническая сторона хранения.

На заре цифровой фотографии рекомендовалось ”запекание” файлов на CD/DVD. Но в связи с удешевлением хранения единицы информации на винчестерах, имеет смысл хранить их, например, на внешних дисках. Причём обязательно надо вести архив в двух копиях. Так два внешних диска по нескольку терабайт будет достаточно для архивирования фотографий на 3-5 лет.

 2.1.5. Использование беспроводного дистанционного спуска (радиосинхронизатор, он же трансмиттер).

            Я использую приёмо-передатчик фмрмы WANSEN digital модель WS-603C. Рабочая частота 2.4 GHz.

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/deti/2s1a6056-1_obrabotano.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a4303_kopiya_1.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a1233_filtered2_portrait_obrabotano_portrait.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/2s1a7393-1_obrabotano1.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/prikoli/e21a4329-2.jpg

Для камеры Canon EOS R эти функции выполняет Wi-Fi соединение со смартфоном при помощи программы Canon Camera Connect.

2.1.6. Другие настройки камеры.

2.1.6.1. Режим фокусировки.

Когда говорят о спортивной фотографии, то подразумевают движение.

Следящий автофокус (функция: AI Servo AF).

Метод автофокусировки - слежение по глазам.

Предустановока сюжетов фокусировки -  режим "теннис" (Фокусировка для объектов, которые могут очень быстро покинуть поле кадра. В этом случае слежение продолжится даже если объект уйдет из зоны контроля автофокусировки).

2.1.6.2. Режим экспозамера.

Чаще всего использую режим "оценочный замер". В случае, когда задний фон слишком светлый или слишком тёмный, использую режим "точечный замер".

2.2. Организационные аспекты.

2.2.1. Доступ к объекту съёмки.

                В последнее время доступ регламентируется разрешением местных органов власти ( в Москве Москомспорт). Необходимо заранее получить разрешение от этих органов. В заявке необходимо: указать для какого СМИ или, в крайнем случае, ИЧП будет производиться съёмка, должна быть подпись и печать.

Для получения разрешения на чемпионаты уровня Мира и Европы требуется получение аккредитации. В оргкомитете чемпионата необходимо заполнить анкету по “рыбе”.

2.2.2. Специфика поведения на площадке.

- телефоны - на беззвучку;

- ни в коем случае на площадке во время игры нельзя пользоваться вспышкой;

- до проведения съёмок необходимо в оргкомитете узнать область возможного перемещения фотографа;

- перемещаться из одной точки съёмки в другую можно только в промежутке между розыгрышами очка;

- не рекомендуется выбирать позицию для съёмки стоя вдоль торцевой стороны площадки. Это может помешать игроку, лучше присесть до уровня бортика (многие пользуются лёгкими складными табуретками);

- при выборе точки съёмки обязательно контролировать возможность перекрытия Вами обзора другим зрителям, например судьям-информаторам, находящимся вне площадки, комментаторам ТВ/интернет вещания или VIP-гостям;

- одежда фотографа не должна быть светлой, дабы на её фоне не была затруднена визуализация мяча. На крупных турнирах выдают жилеты в цвет бортиков.

2.2.3. Этика фотографирования НТ.

                Этика фотографирования в НТ практически не отличается от этики в других видах спорта;

- взятие автографов и фотографирование со спортсменами - только после завершения встречи (p.s. для обращения к иностранным спортсменам можно использовать фразу на английском ‘Can i take photo with you?’);

- располагаться фотографу с аппаратурой нужно так,  чтобы их работа не отвлекала игроков (звуки затвора, телефона и пр.);

- выбор места съёмки регламентируется организаторами, но этично располагаться так, чтобы не мешать съёмке фотографов, которые до вас уже заняли позицию;

- публикация фотографий только с санкции фотографируемого;

- авторские права. Можно занести информацию о копирайте к настройках фотоаппарата и на снимках ставить подпись “водяными знаками“ (таких бесплатных программ полно).

2.2.4. Использование верхних точек съемки.

В спортивной фотографии очень популярны снимки с высоких точек.

Обычно для размещения фотоаппаратуры под крышей и т.п. объектах требуется разрешение  оргкомитета соревнования и администрации

спорткомплекса. Фотографирование с антресолей нашего любимого Чертаново я не рассматриваю, хотя, бывают и здесь интересные кадры...

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a0335-001.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/2s1a7620-1_obrabotano1.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/e21a1925_filtered1_obrabotano.jpg

К сожалению использовае дронов над местами проведения публичных мероприятий и официальных спортивных мероприятий запрещено.

(Постановление №74 Правительства Российской федерации от 3 февраля 2020 года.)

Хотя в принципе владельцам дронов теоретически можно получить временное разрешение на использование воздушного пространства.

Так что, не все так плохо.

2.2.5. Тактика съёмки спортсмена.

Слушаем судью-информатора и занимаем место у объявленного стола.

Желательно не конкурировать за место у бортика с тренером-секундантом.

Конечно, если не знаешь спортсмена, лучше немного понаблюдать, оценить его специфику, любимые элементы.

Строим план съёмки в зависимости от знакомства со стилем спортсмена - защитник/нападающий, правша/левша...

Снимаем отдельно при настройке экспопары для каждого плана.

Замах - 1/200 - 1/500

Завершение движения - 1/1000

Общение с тренером - 1/100 - 1/500

Повторяем то же самое при смене сторон и для каждого из пары/пар.

 

2.3. Сюжетные аспекты.

      Наиболее интересные снимки у меня обычно получаются при фотографировании во время разминки. Спортсмены раскрепощены и больше видна их индивидуальность. В большей степени это относится к детишкам. Пики эмоций - это конечно сам турнир.

2.3.1. Популярные сюжеты.

                Наиболее популярны:

                - динамика

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/e21a8776-002.jpg

-- по моменту движения

--- на замахе

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/personalii/img_6261_1.jpg

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a3098_filtered.jpg

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/personalii/e21a4110.jpg

--- после удара

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/personalii/img_0983_filtered.jpg

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/e21a2458_filtered-001.jpg

-          cтатика.

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/emocii_v_nastolnom_tennise/img_3387.jpg

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/emocii_v_nastolnom_tennise/img_2988.jpg

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_veselo/e21a7217_filtered.jpg

- по типу плана.

-- общий план

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/img_3149_filtered-001.jpg

-- крупный план, портреты

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a9380_filtered-002.jpg

- по ракурсу. Желательно, чтобы в кадр попадал инвентарь (ракетка, стол, сетка…)

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a0204_filtered-001.jpg

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a0335-001.jpg

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a4303_kopiya_1.jpg

- другие

-- построение/награждение

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/img_1963_filtered-001.jpg

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a5293_filtered_2.jpg

-- подача

Обычно подача распадается на две фазы – медленная (подброс/ замах) и быстрая (момент касания ракеткой мяча). Т.к. обычно ресурс экспозиции ограничен, можно зная какую фазу будете снимать, использовать менее и более короткую выдержку.

Подброс:

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/e21a8864.jpg

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/img_0329_filtered-001.jpg

Касание:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/personalii/img_2394.jpg

--таймаут

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/emocii_v_nastolnom_tennise/e21a7073_filtered.jpg

-- скамейка запасных/зрители

http://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/emocii_v_nastolnom_tennise/img_2809.jpg

-- эмоции          

http://tt-klu.1c-umi.ru/vse_raboty/emocii_v_nastolnom_tennise/

-- безусловно, всегда эффектны кадры на пределе физических и эмоциональных возможностей

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/emocii_v_nastolnom_tennise/e21a0546_filtered-001.jpg

После розыгрыша победного очка спортсмен обычно выражает свои эмоции развернувшись либо к своему тренеру, либо к в сторону, где сидит ему близкий человек.

2.3.2. Художественный аспект.

Очень выгодный ракурс в отношении художественного снимка обычно получается, если в кадре крупно показаны глаза теннисиста. Этим достигается передача внутреннего мира или переживания спортсмена. Прыжки с шестом. Разбежался... пятки, задница, глаз не видно. Не видно переживаний спортсмена, не видно души.

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/deti/e21a3079_filtered-001.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/deti/2s1a8115-1_obrabotano.jpg

Мне часто говорят: "Удачный кадр", "Красиво снято", "Хорошо показал", "Отличный момент"...
Да, есть снимки, показывающи интересный момент - подача, удар, которые эффектно смотрятся.Хотя мне самому казалось, что я закладываю в снимок значительно больше, чем это видится зрителю. Это происходит потому, что я знаю предисторию создания кадра, знаю игрока и многое, что невозможно включить в один снимок. Даже подпись или комментарий зачастую не могут спаси ситуацию.

Конечно, подготовленный зритель видит больше.

Поэтому, чтобы хоть как-то информационно нагрузить снимок, я для себя взял за правило - стараться
включать в кадр глаза спортсмена. Взгляд, обращённый к тренеру, сопернику, порой может больше сказать,
чем просто несколько кадров. 

Иногда говорят, что все игроки у тебя какие-то "распяленные".

На что я обычно поясняю - лучше "распяленные", чем стоящие как истуканы, типа "Это Василий, он занял первое место".

2.3.2.1. О выборе фона.

Выбор фона тесно связан с выбором ракурса съёмки.

В идеале считаю удачей при крупном плане, когда удается использовать сплошной монотонный чёрный фон:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/2s1a5716_filtered1_obrabotano.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/2s1a5226-1_obrabotano4.jpg

либо другой, который легко поменять в фотошопе.

Иначе лишние детали отвлекают от основного мотива фотографии.

Для менее крупного плана вполне уместно на заднем фоне изображение тренера или кого-либо сопереживающего.

Другое дело, если задний фон используется преднамеренно для идентификации места и времени съёмки:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/e21a4594_filtered1_obrabotano2.jpg

или информации спонсоров турнира:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/emocii_v_nastolnom_tennise/img_2809.jpg

2.3.2.2. Советую обращать внимание на прически теннисистов.

С мужчинами в этом плане относительно проблем нет.

Либо она есть:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/personalii/img_2968_kopiya2.jpg

либо её нет:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a9380_filtered-002.jpg

У женщин тоже в принципе в основном все сводится к следующему.

Либо волосы собраны каким-либо образом, либо им позволена некоторая свобода.

Конечно, для фотографа интереснее, когда волосы развиваясь подчеркивают динамику кадра.

Так очень выигрышны прически типа "конский хвост", да, и просто косички любого плана:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/prikoli/e21a9064_filtered-001.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a6885_filtered1_obrabotano1.jpg

В последнее время всё больше теннисисток делают пучёк на затылке (как у художественных гимнасток):

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/2s1a5753-1_obrabotano3-1.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/klyucharyov_sergej_dvulikaya_yana_2020.jpg

Скорее всего, это практично (для них самих, типа не мешают...), но лично мне как фотографу всегда было жаль,

когда раскошные волосы затягиваютя в пучёк (также, как и переход с юбочки на шорты у женщин, но это -

отдельная песня).

 2.3.2.3. Специфика освещения.

Если на природе с освещением всё прозрачно, то в залах существует три основных типа освещения:

- прямой вертикальный;

- боковой из окон;

- комбинированный и сверху и сбоку из окон. Причём цветовая температура источников света как правило не одинакова.

Для себя я решаю эту дилемму так. Выставляю баланс белого в фотошопе по более интенсивному

свету, либо вообще перевожу в ЧБ.

В качестве образца белого цвета для пипетки могут служить: мяч, верхний кант сетки, окантовка периметра стола, ну и традиционно - зубы, белки глаз.

Дальше. При верхнем освещении на лице спортсмена обычно образуются тёмные глазницы.

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/personalii/img_3005_filtered.jpg

Конечно, можно вытягивать тени в фотошопе, но это не всегда приемлемо. При таком свете эффектны кадры с высоким подбросом мяча при подаче,

когда спортсмен провожает движение мяча взглядом.

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/e21a8864.jpg

При боковом освещении уже можно рассчитывать на "треугольник Рембрандта" - шутка.

2.3.3. Руководить портретируемыми.

Ставить их так, чтобы был выгодный свет, ведь сами они о свете не думают.

Если не руководить снимаемыми, то почему-то получается, что их руки оказываются сами собой на "причинных местах":

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a2301-1_obrabotano.jpg

 

3. Постпродакшн, аспекты обработки фотографий.

3.1. Из специфики – это удаление цветовых шумов (следствие низкой освещённости НТ спортзалов).

- если времени для обработки фотографий недостаточно (обычно в срочном репортаже) и планирутся размещение в инете, то можно обойтись только кадрированием наиболее резких кадров (при условии, что баланс белого был выставлен и в камере было включено шумоподавление);

- практически всегда добавляю немного резкости и чёткости.

3.2. Когда имеет смысл конвертировать в черно-белый (монохромный) вид.

- Основное. Когда монохром выглядит более эффектным.

- Когда цвет не является сюжетно образующим и более того, отвлекает от основной идеи, заложенной в снимке.

- Когда перевод в монохром "спасает" снимок, когда не удается вытащить правильное цветовое соответствие.

- Когда в снимке несколько источников света с разной цветовой температурой.

3.3. Использование творческих эффектов.

Обычно бильдредакторы требуют снимки без какой-либо обработки.

Но для каких-либо оформительских целей считаю вполне применимы творческие методы обработки.

Эффект шлейфа:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/2s1a7491-1_obrabotano5.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a6885_filtered1_obrabotano1.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/e21a4594_filtered1_obrabotano2.jpg

 

Малтиэкспозиция:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/2s1a6541_mp4_snapshot_00_00_2019_12_26_13_57_01-2_obrabotano.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/42365787625_0e477d0ba5_h.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/klyucharyov_sergej_dvulikaya_yana_2020.jpg

 

Замена фона:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a7120-001_2_obrabotano18.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a4268-1_obrabotano3.jpg

 

Использование спортивных фильтров:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a7776-5.jpg

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/e21a1265_kopiya-002_kopiya.jpg

 

Под карандашный рисунок:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/93ed4c5bc5488b3a4bf5a2e3c7385b42_dap_pencil_obrabotano.jpg

 

Техника "высокого ключа":
https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/img_7199_filtered1_obrabotano1.jpg

 

Техника "низкого ключа":

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/e21a9380-def-008_obrabotano.jpg

 

Рекурсия:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/nastolnii_tennis_-_eto_krasivo/imgonline-com-ua-recursionfbf9rmjtvug4au.jpg

 

3.4. При обработке фотографии имеет смысл определиться с форматом публикации.

Соцсети и интертнет издания - здесь всё понятно. Как хочешь, так и делаешь.

Формат для фотовыставок обычно требуется - 1:1, 2:3 - 3:2.

Обычно этого набора форматов достаточно чтобы уложить сюжет в рамки.

Тем белее, если планируете публикацию в Инстаграм, то формат 1:1 будет

в самый раз.

3.5. Какие программы я использую для обработки.
Вопрос перманентный. Отвечаю по состоянию на сейчас.
Конечно есть удиверсальные программы. Но мне удобнее делать некоторые операции в других приложениях.
Существуют приложения с узкой специализацией. Например PortraitPro Body.
Конвертация из RAW в TIFF: Photoshop, Digital Photo Professional.
Шумы: Photoshop/Nik Collection, Neat Image, ФотоМАСТЕР.
Обработка: Photoshop, ФотоМАСТЕР, PhotoInstrument, Picasa...
Обрезка: FastStone Photo Resizer.

3.6. Копирайт.

Ставить или нет.

Зачем он нужен? Для оспаривания авторства где-либо.

Во-первых. Для участия в фотоконкурсах фотографии принимаются без каких-либо надписей, в том числе и копирайта.

Во-вторых. Я ещё не достиг того уровня мастерства, чтобы ставить копирайт. Если фотография кому-то пригодилась - буду рад.

В моей практике такие случаи бывали. Начал их коллекционировать.

 

4. Вопросы использования готовых работ.

 4.1. Подписи под снимками.

Общепринято, что чем больше информации о снимке, тем больше он привлекает внимание, тем больше у него "лайков". Из собственного опыта могу согласиться с этим утверждением, но с оговоркой, что эти снимки в основном несут в себе репортажную составляющую. Снимок, претендующий на художемтвенность, считаю, может и должен оставаться без подписи. Он самодостаточен. Более того, скорее всего дополнительная информация о нём повернёт мысль зрителя в другом направлении, т.к. каждый в снимке видит своё. Но может подтолкнуть и в нужную сторону.

Меня часто спрашивают: а, где это было снято (в контексте - и когда)?
Умом я понимаю, что эта информация важна для спрашивающего, т.к. он готов сделать
из этого кучу выводов, типа: сейчас он так не играет; о, а я там был и такого не видел; 
а было время, я его "делал", в одну калитку; а в ... году он пожал мне руку...
Конечно, это очень важно для зрителя. Для этого и снимаем, для общения с себеподобными...
Мне же, как автору, хотелось бы несколько других вопросов.
Как фотографа: режим съёмки и почему? Какая была обработка? Как удалось занять такую фотопозицию?
Я с одинаковым пиететом отношусь к снимкам, сделанным на чемпионате мира и на турнире в Можайске.
Для меня более важна сама картинка, нежели конкретные персоналии на ней запечатлённые.
Самое НЕинтересное - съёмка пьедистала. Да. Надо снимать. Для истории. Иногда ко мне обращались мировые звёзды 
с просьбой поискать конкретный пьедистал в таком-то году. Но пока, чего-либо интересного с пьедисталом у меня не вышло.
Чистый воды репортаж.
Конечно, информацию о том где и когда, надо хранить. У меня она находится в системе каталогизации архива фотографий.
Там же храню фотографии (сканы) документов, распостраняемых среди аккредитованных журналистов.
И так, повторюсь. В идеале, для художественной фотографии комментарий излишний, в идеале.
Если фотография не отобразила всё, что ей хотел сказать фотограф, то комментарий уместен.
А вопросы где, когда считаю поводом для дальнейшего общения с фотографом (я сам такой).

После завершения турнира рекомендую сфотографировать протоколы турнира.
Весма может помочь при комментировании фотографий и описании самого турнира.

4.2. Публикация на сайтах с НТ тематикой:

” Мир настольного тенниса. Народный сайт” (http://ttw.ru/);

” Форум Настольного Тенниса” (http://www.rttf.ru/);

” Популярные спортивные игры” (http://def.kondopoga.ru/);

и другие…

4.2.1. Рекомендации по публикации настольно-теннисных фотографий в соцсетях и фосайтах.

Основной вектор для публикации - это ЛАЙКи и количество просмотров.

И что из этого важнее решает каждый сам.

Для меня интересно именно соотношение количества лайков к просмотрам.

Соцсети изначально спроектированы для общения.

Но, если Инстаграмм ориентирован на концепцию "Я был здесь", то ВКонтакте и Фейсбуке есть возможность

систематизации фотографического материала, разница лишь в вопросе о предоставлении возможности

для просмотра. И второе - ВКонтакте ориентирован преимущественно на отечественного пользователя, тогда как Фейсбук в большей степени интернационален.

Выводы. Надо размещать на сайтах, наиболее заинтересованных в вашем контенте (как российских, так и зарубежных).

Но иногда бывают очень интересные контакты с зарубежными НТ или спортивними фотографами.

Ещё один момент следует не забывать при публикации в интернете. Публикация в соцсетях - есть реклама для спортсмена, особенно для молодого. И далеко не все они достойны быть рекламируемы. Решать вам.

4.2.2. В последнее время всё большее внимание фотографов-иллюстраторов привлекают так называемые "нейросети".

Это программные модели, построенные на базе искусственного интеллекта (ИИ).

Что они могут уже сейчас. Генерировать изображение по словесному описанию или по описанию и базовой фотографией (возможно своей).

Бесплатные сети: Leonardo, Kandinsky, Шедеврум.

https://tt-klu.1c-umi.ru/vse_raboty/deti1/

4.3. Продажа на сток-серверах (например https://ru.depositphotos.comhttps://500px.com/ ...)

Как показывает моя практика, фотографии настольно-теннисной тематики не пользуются спросом.

Возможно, уровень моих фотографий не дотягивает до уровня стоков...

Года за два удалось продать штуки 4-5 фотографий (грубо по 60 центов за штуку).

Во всяком случае, у меня нет знакомых НТ-фотографов, успешно продающих на стоках.

4.4. Публикация в периодике. К сожалению, в России не осталось ни одного периодического печатного издания с НТ тематикой;

4.5. Участие в фотоконкурсах и фотовыставках.
Тематика НТ вполне конкурентоспособна. Мой наиболее значимый финансовый приз на конкурсах - 10 000 руб.
Хотел бы определься с вопросом популяризации НТ путём организации персональной выставки и выпуска
тематического НТ фотоальбома.
Конкурсы:
- Советую посмотреть на конкурсную комиссию, возможно там приверженцы к-либо одной стороны фотографии.
Финансовая сторона вопроса (на 2020 год).
Выставка коллективная:
- участие - 1000-1500 руб.
Выставка персональная:
- Аренда зала на месяц - от 50 000 руб.
- Печать ~50-100 фотографий формата 20х30 - 100руб./шт.
- Фоторамки - 100-500 руб./шт.
Также:
- Монтаж/демонтаж выставки
- Фуршет...
Альбом:
- Брошюра А4, 6 листов, скрепка, 50 шт. - 6500 руб.

4.6. Создание галерей в общественных местах.

4.6.1. Формат и размеры. Конечно, чем больше размеры в пикселях, тем лучше. В моей практике для печати постера 40х60 см вполне приемлемы размеры 2000 х 3000 240dpi.

https://tt-klu.1c-umi.ru/vse_raboty/drugoe1/

4.7. Энергетика, эзотерика и необъяснимое.
Есть у меня один снимок, от взгляда на который, как отмечают все его видевшие, возникает 
необъяснимый прилив энергии. И это не простое прибавление положительных эмоций. 
И даже не работа ассоциативного ряда. Хотя и то и другое конечно присутствует.
https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/deti/oj_chto_ya_nadelala-002.jpg
То, что фотография вообще имеет связь с каким-то миром, этому есть много экспериментальных данных (начиная с икон и использование фотографий в ворожбе, поговаривают уже о каких-то лептонных полях).
Хотя, наукой это не подтверждено, т.к. необъяснимо. Но это "отдельная песня".

И даже не важно, висит ли фотография на стене 30х45 см, или воспринимается с экрана монитора.
В этом контексте остерегайтесь публикации фотографий, отбирающих энергию.

4.8. Монетизация.
Я не знаю спортивных фотографов, снимающих НТ, которым бы съёмка приносила 
существенный доход. Да, признанные спортивные фотографы у нас в стране и за рубежом 
иногда делают коммерческую съёмку НТ, но только на одной такой съёмке невозможно жить.
Естественно все идут снимать футбол, большой теннис, баскетбол...
И так. В моей практике случалось заработать хоть какие-то деньги:
1. Съёмка разовых или периодических коммерческих турниров.
Если есть силы и возможность, это наиболее реальный источник доходов (2-10 т.р.).
Но рутинная съёмка просто убивает во всех аспектах, и физических и моральных.
2. Стоки.
Я уже писал - НТ на стоках непопулярен.
3. Иногда удаётся продать фотографии детей любящим их родителям.
Особенно, если эта фотография висела на фотовыставке.
4. Публикация в прессе.
Единственное печатное издание, которое платило за фотографии НТ в нашей стране - это "Настольный теннис. Ревю".
Но оно, как и многие другие печатные издания, не смогла конкурировать с соцсетями, интернетом.

5. Призы от участия в фотоконкурсах. У меня самый большой приз был – 10 т.р.
6. Ну, и конечно, бартер - ты снимаешь, я тебе даю возможность тренироваться и т.п.

Сакральный выбор - профит/душа.

Заказчик говорит: мы знаем, ты можешь снять красиво. Но сейчас надо быстро и информативно.

Приходится решать извечную задачку - время/деньги.

Для этого просто снимаешь на интуиции (помогает только опыт) - потом разберёмся.

А, вот когда "деньги" отработал, тогда начинается самое интересное, творческое

осмысление отснятого: вылизывание вроде уже готового кадра...

Возможно, этот процесс будет рекурсивен и к нему (к материалу) можно будет возвращаться

значительно позже. И самое интересное то, что те фотографии, которые сперва были проигнорированы, вдруг заиграют совсем другими гранями.

 

5. Заключение

5.1. После публикации готовых работ.

5.1.1. Популярнось.

В чём выражается популярность КАК ФОТОГРАФА (в НТ сообществе)?

Редко кто говорит "Спасибо" за уже опубликованную фотографию (лично, почта, телефон...). В лучшем случае ставят "лайк".

Часто просят просто "прислать" фотографии их "чад". Да. Имеют право. По умолчанию съёмка производится на соглашении

TFP(Time for print) - я снимаю, а тебе фотки. И поэтому я обязан выслать "полный формат". Но это отдельная история.

Мне было приято, когда проходя мимо трибун на чемпионате мира 2010, я услышал фразу: "Смотри, SergeyK пошёл..."

Может быть ЭТО - есть признание популярности моего творчества? Не уверен.

Может быть популярность определяется коммерческой составляющей? Возможно.

Для меня в настоящий момент видится, что популярнось - это, когда зрители (которых по большому счёту ты вообще не знаешь)

 говорят тебе о какой-то твоей конкретной работе, обсуждают её, и сообщают о своём видении запечатлённого момента. 

5.1.2. Об идеале.

У любого фотографа есть фотография-идеал, к которой он стремиться в своём творчестве (или фотограф).

Как я ни старался, не смог вспомнить такую фотографию. В некоторой степени ей могут служить такие фотографии:

Роберт Максимов, фото Йоргена Перссона (2008 год, Суперкубок Европы, работа по заданию ФНТР):

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/drugoe/e21a5790-2.jpg

Мне нравятся работы французского фотографа, снимающего для ITTF Remy Gros.

Очень много шикарных работ у Алексея Ломаева.

Своею лучшей фотографией считаю простое дачное фото:

https://tt-klu.1c-umi.ru/images/cms/data/deti/oj_chto_ya_nadelala-002.jpg

Среди профессионалов чисто настольников практически нет - все универсалы. И это объяснимо - в настольном теннисе

крутятся не такие уж большие деньги, как в футболе или в большом теннисе.

Но у каждого спортивного фотографа есть свои любимые виды спорта.

5.1.3. Что лучше играть на турнире или снимать?
Думаю, не открою секрета, что у спортивного фотографа лучше всего получаются снимки того вида спорта, которым он сам занимался или занимается.
У Сергея Киврина это волейбол (известна его синтенция-утверждение: Кто может снимать волейбол, тот может снимать всё)...
У меня, естественно, настольный теннис. И каждый раз приходя на турнир решаешь дилемму: чему больше уделить времени, сил и душевных эмоций, турниру или фотографированию.
За меня на этот вопрос ответила сама жизнь: чем дальше, тем чаще фотосъёмка побеждает спортивную составляющую процесса.
Всё закономерно - "физика" сдаёт, опыт фотографа прибывает.
У меня много знакомых, которые с возрастом ушли в смежные области - судьи, фотографы, хотя и не забывают отметиться на ветеранских турнирах.

5.1.4. И последнее.

Основной вектор для развития - это даже не публикация в СМИ и даже не обратная реакция фотографируемых.
Не участие-победа в фотоконкурсах. Это соответствие снимка основной идее, концепции. У кого-то это красота и эффектность,
кому-то важна лишь репортажная составляющая снимка, у кого-то на первом месте ассоциативность, у кого-то нечто большее.

Для себя я определился с концепцией съёмки - спортивная арт-фотография.

За съёмочный день на турнире я делаю от 200 до 1000 снимков.
Если среди них найдётся 1-2 кадра, отвечающим моим творческим стремлениям, я буду считать, что день прошёл не зря.

По большому счёту, что сидит подспудно у меня в голове при любой съёмке - это популяризация настольного тенниса как вида спорта, 

достойного конкурировать например с футболом или художественной гимнастикой (хотя, как сказал Роберт Максимов, художественная

гимнастика - это не вид спорта, это ближе к шоу).

5.1.5. Цели и задачи спортивной арт-фотографии.

Зачем зритель приходит на соревнования?

Поболеть, стать свидетелем спортивных рекордов?...

А может быть насладиться мастерством, красотой, гармоничностью и рациональностью

движений, присущих мастерам? И то и другое конечно присутствует. Но...

Задача фотохудожника в спорте - зафиксировать мгновения, которые впоследствии смогут доставить эстетическое удовольствие, вдохновить на занятие спортом.

5.1.6. Немного о фотографии вообще.

Я бы разделил спортивную фотографию, как жанр фотографии вообще, на:

репортажную съемку, художественную съёмку и художественный репортаж.

Нет четких критериев определения художественной фотографии.

Если коротко, то я считаю, что художественная фотография это та, которая отражает творческое видение фотографа как художника.

Чем дальше, тем больше чисто репортажные снимки на мобильные телефоны становятся востребованы в новостных лентах.

Чисто статические фото пьедесталов или фотографий типа "Я тут был", собирают внимание зрителей зачастую больше, чем

фотографии, понуждающие думать, размышлять, анализировать, сопоставлять. Для новостных лент и отчетов о турнирах

совсем не обязательно, чтобы было "художественно", главное, чтобы было быстро и более-менее в фокусе.

Вот и приходится совмещать "коня и трепетную лань".

Несомненно, будет всё большее и большее разделение на области использования фотографического изображения:

виртуальную часть и оформительско-интерьерную. Бумажные альбомы, так же как и любые печатные издания, отомрут.

Исключение составят лишь высокохудожественные произведения фотографов, которые будут всегда востребованы в любом виде, как и у художников.

Виртуальная - это там, где не надо печатать, можно использовать фото непосредственно для визуализации (интернет, телевидение...).

И прежде всего, это область там, где можно привлечь внимание зрителя, и в итоге на сопровождающую рекламу.

Делаем вывод - как бы ни сложилась история, копим, архивируем и систематизируем снимки от плёнки до JPGа.

Репортажные фотографии будут важны лишь историографам настольного тенниса - кто, где, какую ступень пьедестала занимал.

У фотографий, претендующих на немного более художественное восприятие, думаю, период востребованности будет несколько более высоким.

Иначе, зачем мы вообще снимаем и зачем в нашем мире фотография? Для себя? Для истории? Для снимаемых?...

Мой ответ на эти вопросы такой: если мои работы привнесут в наш мир через зрителей немного больше доброты и красоты - я, как фотограф буду считать, что работал не напрасно.

 

P.S. Если ещё остались незатронутые вопросы или освещённые в недостаточной степени, готов ответить - почта s-klu@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 Панель управления
 Редактировать (F2)
 META-теги
Заполните сайт за меня
Поручить сотруднику
Заполните сайт за меня
Поручить сотруднику
Заполните сайт за меня
Поручить сотруднику
Заполните сайт за меня
Поручить сотруднику
Заполните сайт за меня
Поручить сотруднику
Заполните сайт за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику
Сделайте за меня
Поручить сотруднику